ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ"

Категория: Новости
Опубликовано 29.08.2016 09:22

Дорогие коллеги!

Вашему вниманию предлагается учебная программа «Основы Православия», разработанная Отделом религиозного образования Тверской епархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на первом православном форуме «От сердца к сердцу», который прошел 31 августа 2014 года в г. Тамбове, сказал: «Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс ослабляется… Педагог – это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю жизнь».

Хочется заметить, что 6 июня 2014 г. председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием было утверждено Положение об общественной аккредитации педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры, направленные на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях РПЦ. 

Органом, уполномоченным осуществлять общественную аккредитацию педагогических работников и выдавать Свидетельства является отдел религиозного образования и катехизации Тверской епархии.

Общественная аккредитация педагогических работников в РПЦ – удостоверение уровня деятельности педагогического работника в части преподавания им учебных предметов, курсов, дисциплин православной культуры, отвечающего критериям и требованиям РПЦ.

Следовательно, целью аккредитации является удостоверение профессиональной предметной и личностной готовности педагогического работника к преподаванию дисциплин православной культуры в соответствии с вероучением, нравственными принципами, историческими и культурными традициями православного христианства.

Аккредитация проводится в форме очного испытания.

Соискатель в нашем случае – педагогический работник, желающий получить Свидетельство педагогического работника об общественной аккредитации в РПЦ, по своей инициативе обратившийся в уполномоченную организацию, т.е. в наш Отдел с запросом о выдаче указанного Свидетельства.

В заявлении должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество Соискателя, дата рождения;

- место основной работы, образовательная организация в которой Соискатель осуществляет преподавание, должность в этой организации;

- образование по диплому (дипломам);

- информация о полученной профессиональной подготовке в области знаний о православной культуре, преподавания православной культуры (курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, подготовки и т.д.);

- краткая автобиография (не более одной страницы формата А4).

В настоящее время по-новому оценивается роль православия в истории России и признается его влияние на духовно-нравственное развитие  человека. Но при этом требуется правильный выбор программы, учебно-методического комплекса и системное преподавание курса. Поэтому администрации образовательных организаций, например, г. Москвы рекомендуется создавать возможности и побуждать педагогов приобретать дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология».

«Основы православной культуры» - это в первую очередь историко-культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, изучение традиций различных народов. Курс носит воспитательный и развивающий характер, используется как средство повышения качества базового образования и систематического духовно-нравственного воспитания в школе и в семье. И от педагога порой требуются умения, например:

- владеть понятийным аппаратом и методологией православной педагогики;

- владеть методами психолого-педагогической диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся в контексте православной педагогики и православной антропологии;

- организовывать взаимодействие Церкви, семьи и образовательной организации в вопросах православного воспитания обучающихся, создавать детско-взрослые общности обучающихся, родителей и педагогов, объединенные едиными целями и ценностями;

- владеть приемами и методами работы с православной семьей;

-развивать мотивацию обучающихся к духовному и нравственному совершенствованию.

В тоже время, в условиях преподавания основных дисциплин учитываются возможности интеграции ОПК с предметами гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин — это не только яркие, информационно наполненные занятия, но и эффективное сотрудничество в подготовке мотивированных учащихся к участию в ежегодной Всероссийской предметной олимпиаде школьников по ОПК «Русь святая, храни веру православную!», а также к другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам. Поэтому нашим Отделом и была составлена абсолютно новая для нашего региона программа курсов «Основы православия» рассчитанная на 144 часа.

 

 

Название дисциплин

Количество

часов

Форма контроля

преподаватели

1

Св. Писание Ветхого Завета

16

 

Свящ. Виталий Симора

2

Св. Писание Нового Завета

16

 

Свящ. Виталий Симора

3

Догматическое богословие

8

 

Прот. Антоний Сенченко

4

Нравственное богословие

8

 

Прот. Димитрий Кунченко

5

Основное богословие

8

 

Гурин А.Б.

6

Сравнительное богословие

8

 

Прот. Антоний Сенченко

7

Христианская антрополигия и психология

8

 

 

8

Проблемы духовной безопасности

8

 

 

9

История Русской Православной Церкви

8

 

Игумен Борис Тулупов

10

Православная педагогика

8

 

Гвоздарева Т.А.

11

История мировых религий

8

 

Гурин А.Б.

12

Иконография

8

 

д. Паисий (Новоженов)

13

Православие и русская литература

8

 

Мещерякова Л.Я.

14

Духовная музыка

4

 

Дроздецкая Нина Константиновна

15

Образовательная концепция Русской Православной Церкви

4

 

Свящ. Виталий Симора

Гвоздарева Т.А.

16

Литургика

4

 

Свящ. Виталий Симора

17

Церковное краеведение

8

 

Иванов П.С.

18

Итоговое занятие

4

зачет

 

Итого

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель Курсов состоит в том, чтобы подготовить к работе в общеобразовательных учреждениях учителей, желающих вести православно-ориентированные дисциплины.

Данной цели могут содействовать следующие задачи:



• раскрытие перед человеком основ православного мировоззрения;

• повышение уровня информированности об истории православной культуры и особенностях ее развития в России;

• знакомство курсантов с основами, принципами, формами и методами православной  педагогики;

• подготовка преподавателей к ведению в образовательных учреждениях учебного курса «Основы православной культуры»;

• способствование обеспечению участников методической, учебной литературой и пособиями по курсу православной культуры.

На курс «Основы Православия» принимаются педагоги, преподающие и желающие преподавать в общеобразовательных учреждениях православно-ориентированные дисциплины, прошедшие собеседование, а также студенты педагогических учебных заведений.

Занятия будут проходить один раз в неделю.

Учебная нагрузка – 144 часа.

Во время учебного года занятия не будут проводится в канун всех двунадесятых праздников; в первую и страстную седмицы Великого поста.

При посещении слушателем более 70% занятий, и успешной сдачи зачета слушателю выдается Свидетельство, свидетельствующее о подготовке слушателя и о его готовности вести духовно-просветительскую работу.

Основополагающие понятия о христианской вере: 

что такое вера, почему каждому христианину необходимо знать основы своей веры;

как и во что мы верим, где это написано;

есть ли у человека возможность познания Бога;

что такое молитва (чем она отличается от медитации); кому, как и когда молятся православные христиане;

чем пост отличается от диеты; какие посты есть в Русской Православной Церкви;

значение поста в духовной жизни христианина.

Главные праздники Православной Церкви:

что такое двунадесятые праздники Православной Церкви;

каким событиям они посвящены;

каково их значение в жизни каждого человека;

как читать икону праздника;

каковы традиции их празднования в РПЦ.

Символика храмовой архитектуры и иконописи

о чем может рассказать архитектура православного храма;

символика цвета в иконе;

особенности храмовой стенописи;

внутренне строение храма, его символика;

как «прочитать» иконостас.

По каждой теме составляется список дополнительной литературы, который вы сможете использовать для закрепления пройденного материала, дальнейшего углубления знаний и использования их в учебно-воспитательной деятельности.

Многие могут подумать, что тема православия превратится для них в унылую проповедь. То спешу их огорчить, что на эти курсы будут приглашены преподаватели, которые много лет работают со студентами на кафедре теологии и преподают в Институте усовершенствования учителей и профессионалы своего дела.. Помимо основ религии, курсанты узнают многое о жизни прихода и храмовом искусстве, получит ответы на широкий спектр вопросов, начиная о том, «почему Господь допускает зло»…

Курсы дают возможность саморазвития и самопознания.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (16 ЧАСОВ) 

Тема 1. . Введение в изучение Ветхого Завета. (1 час)

Тема 2. Канон Ветхого Завета, его формирование и изучение (1 час)

Тема 3. Пятикнижие и библейская картина мира (4 час)

Тема 4. Исторические книги Ветхого Завета. (2 часа)

Тема 5. Книги Царств. Первая Книга Царств, Вторая Книга Царств, Третья Книга Царств.  (2 часа)

Тема 6. Книга Иова. Книга притчей Соломона (1 час).

Тема 6. Псалтирь (1 часа)

Тема 7. Характеристика деятельности пророков (1 часа).

Тема 8. Библейский и хронологический порядок пророков (1 часа).

Тема 9. Ветхий Завет в преддверии Нового Завета (1 час).

НОВЫЙ ЗАВЕТ (16 ЧАСОВ) 

Цель курса – получение слушателями целостного комплекса знаний учения, содержащегося в книгах Нового Завета.

Знать:

- состав комплекса книг, объединяемых общим понятием – Священное Писание Нового Завета;

- содержание книг Священного Писания Нового Завета;

- святоотеческое толкование на книги Священного Писания Нового Завета.

Уметь:

- пользоваться понятийным аппаратом изучаемого предмета;

- применять святоотеческие толкования Евангелий.

Тема 1. Политическая, социальная, культурная и религиозная среда иудаизма новозаветной эпохи. (1 час)

Тема 2. Нехристианские источники знаний о жизни и учении Иисуса Христа. (1 час)

Тема 3. Введение в книги Нового Завета. (1 час)

Тема 4. Евангелие от Иоанна. (2 часа)

Тема 5. Нагорная проповедь (2).

Тема 6. Чудеса Иисуса Христа. (1 часа)

Тема 7. Учение о притчах. (2 часа)

Тема 8. Учение о последних днях жизни Иисуса Христа. (2 часа)

Тема 9. Книга Деяний, начало Церкви и проповеди. (1 час)

Тема 10. Послания. (2 часа)

Тема 10. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. (1 час)

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ (8 ЧАСОВ) 

Основные задачи курса:

- показать слушателям отсутствие противоречия между естественнонаучным и философским знанием, с одной стороны, и христианством – с другой;

-изучить содержание наиболее важных сфер полемики религиозного и нерелигиозного мировоззрений;

раскрыть перед слушателями специфику православного и научного мировоззрения.

Знать:

- концепции сущности религии, ее происхождения;

- характерные особенности религии как культурного феномена;

- философские проблемы, возникшие в лоне христианской культуры и отражавшие в себе актуальные направления христианского мировоззрения, а также способы их решения;

- специфичность Христианства как религии, его исторические основания.

Уметь:

- пользоваться понятийным и методологическим аппаратом христианской апологетики;

- самостоятельно интерпретировать научные данные в свете Православного Предания и соотносить православный взгляд на научные данные с точки зрений нерелигиозных идеологических направлений.

Тема 1. Введение в апологетику. (1 час)

Тема 2. Сущность и происхождение религии. (1 час)

Тема 3. Проблема соотношения веры и разума в христианстве. (1 час)

Тема 4. Проблема истины. Доказательства бытия Бога (1 час).

Тема 5. Проблема свободы человека. (1 час)

Тема 6. Христианское учение о личности. Отношение к человеческому телу в христианстве и  др. религиях (1 час)

Тема 7. Христианство и культура. Наука и христианство. (1 час)

Тема 8. Библия и наука. (1 час).

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (8 ЧАСОВ) 

Цель – ознакомление с основами православного вероучения.

Задачи:

- освоение базовых учений, идей и положений Православного вероучения;

- изучение вероучительных источников Православной Церкви, так древнехристианских, так и современных;

 Знать:

- ключевые богословские термины и учения;

- роль богословских идей в истории Православной Церкви.

Уметь:

- использовать полученные теоретические знания для ответов на богословские вызовы современности;

- видеть последствия догматических идей в религиозной жизни.

Тема 1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах. (1 час)

Тема 2. Священное Предание Православной Церкви. (1 час)

Тема 3. Богопознание. Его виды и грани. (1 час).

Тема 4. Учение о Святой Троице (1 часа)

Тема 5. Христианское учение о происхождении мира и промысле Божием. (1 час)

Тема 6. Христологический догмат. (1 час)

Тема 7. Образ и подобие Божии в человеке. (1 час)

Тема 8. Понятие о Церкви Христовой. Понятие о таинствах. (1 час)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ (8 ЧАСОВ) 

Цель – знакомство с основными богословскими учениями Римо-Католической Церкви и традиционных протестантских деноминаций, в сопоставлении с православными определениями по этим вопросам.

Задачи:

- изучение истории западных богословских учений;

- сопоставление западных богословских учений с православными.

Знать:

-оценку западнохристианских богословских идей с точки зрения православной догматики, знать историю споров по главным богословским вопросам и аргументы стороны.

Уметь:

- владеть основными понятийно-категориальным аппаратом и методологией сравнительного богословия.

Тема 1. Отношение Православия к инославию. Причины разделения западного христианства от Вселенской Церкви. (1 час)

Тема 2. Основные отклонения Римо-Католической Церкви от вероучения Вселенской Церкви. (4 часа)

Тема 3. Причины Реформации. Учение Реформации (3 часа)

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ (8 УРОКОВ) 

Цель – дать основные представления о христианском нравоучении.

Задачи:

- ознакомление с основами общего учения о нравственном законе и жизни христианина, а также вопрос об обязанности и добродетели христианина.

Знать:

- основы общего учения о нравственном законе и жизни христианина, а также вопрос об обязанности и добродетели христианина.

Тема 1. Введение (1 час)

Тема 2. Общее учение о нравственном законе и жизни христианина (4 часа)

Тема 3.Обязанности и добродетели христианина (3 часа)

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ (8 ЧАСОВ) 

Цель – приобщение курсантов к христианским ценностям, развитие чувства уважения человеческого достоинства, формирования ответственного отношения к своей профессии.

Задачи:

- познакомить курсантов с православным миропониманием;

- сформировать чувство уважения человеческого достоинства.

Тема 1. Теория креационизма (1час)

Тема 2. Образ Божий в человеке и образ человека в современной масс-культуре (1 час)

Тема 3. Православное понимание болезни (1 час).

Тема 4. Христологическая антропология (1 час)

Тема 5. Православная аскетическая антропология (1 час)

Тема 6. Христианская культура смерти (1 час)

Тема 7. Особенности возрастной психологии (1 час)

Тема 8. Практика современной психотерапии и христианское учение о человеке (1 час).

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (8 ЧАСОВ) 

Цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся для обеспечения духовной безопасности от влияния деструктивных психологических факторов, повышение психологической устойчивости и уровня религиозной и психологической грамотности. 

Задачи:

- ознакомление курсантов с опасностями психологического, психического и духовного характера, угрожающими учащимся в современной жизни;

- изучение методов и приемов защиты от духовно-психологических воздействий, позволяющих минимизировать возможный ущерб для личности, ее здоровья, жизни и благополучия;

- выработка умения оказывать сопротивление деструктивному информационно-психологическому воздействию.

Тема 1. О духовной безопасности (1 час)

Тема 2. Государство и религиозные объединения. Юридическое противодействие деструктивным культам (1 час)

Тема 3. Деструктивные религиозные организации в современной  России. Дифференциация и классификация. Причины распространения деструктивных культов в современной России. Методы вербовки и контролирования сознания адептов (3 часа)

Тема 4. Характеристика наиболее распространенных в России деструктивных  религиозных организаций (3 часа)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (8 ЧАСОВ)

Цель – дать основные представление о тысячелетнем развитии жизни и самосознания Русской Церкви.

Задача:

– изучить историю Русской Церкви в ее церковном, богословском и духовном становлении;

- познакомить с основными церковными деятелями;

- рассмотреть взаимоотношения Русской Церкви и государства.

Знать: основные этапы и закономерности развития в истории Русской Православной Церкви с момента возникновения на территории Древней Руси до современного состояния.

Уметь: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Тема 1. Крещение Руси. Церковь Киевской Руси. (1 час)

Тема 2. Русская Церковь в эпоху монгольских завоеваний (2 часа)

Тема 3. Московский период Русской Церковной истории (2 часа)

Тема 4. Синодальный период (2 часа)

Тема 5. Новая и новейшая история Русской Православной Церкви (1 час)

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА (8 ЧАСОВ) 

ЦЕЛЬ – дать представление о специфике православной педагогики.

Задачи:

- познакомить с историко-педагогическими и историко-церковными основами православной педагогики;

- помочь овладеть основными теоретическими понятиями.

Значение слова «культура» и содержание культуры. Традиция и ее место в культурно-образовательном пространстве:

1) цель православного воспитания;

2) антропологическое понятие нравственности;

3)православное понимание нравственности.

Ветхозаветное учение о воспитании. Сердце как главный объект педагогического воздействия. Страх и любовь. Христианство и воспитание. Аскетические традиции древнехристианских школ  –  особенность русской педагогики. Становление и развитие русской православной школы. Общие требования к воспитанию (на основе многовекового опыта христианской педагогики). По трудам схиархимандрита Иоанна Маслова. Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви. Д.С.Лихачев о воспитании. Методы православного воспитания. Педагогическое кредо протоиерея Бориса Ничипорова. Возрастные особенности духовного воспитания.

Призвание учителя как духовный дар:

  1. Призвание учителя;
  2. Личность учителя;
  3. Нравственные качества учителя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (8 ЧАСОВ)

Церковь и образование.

Основные цели деятельности Церкви в сфере образования. Богословские и исторические  основания этой деятельности.  Особенности образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях. Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях.

Пространство образовательной деятельности РПЦ.

Уровни образования. Высшее образование. Среднее профессиональное образование. Общее образование. 

Православные образовательные организации. Организации высшего профессионального образования. Духовные образовательные организации. Православные университеты и институты. Государственные и иные вузы внецерковного подчинения. Организации среднего профессионального образования. Образовательные организации церковного подчинения. Образовательные организации внецерковного подчинения.

Организации общего образования. Православные организации общего образования. Организации общего образования внецерковного подчинения. Православное дошкольное образование. Православные организации дополнительного образования. Организации дополнительного образования внецерковного подчинения.

Управление, координация и обеспечение образования. Деятельность церковных структур.

Взаимодействие Церкви, государства и общества в сфере образования. Формы взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере образования.

Просветительская деятельность РПЦ

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ (8 ЧАСОВ) 

Цель –знакомство курсантов с историей религий Древнего Мира, а также с некоторыми современными «этническими» религиями, чьи корни уходят в глубокую древность, формирование представлений об основных этапах становления и развития данных конфессий.

Задачи:

- освещение важнейших моментов истории древних и современных этических религий;

- краткий анализ главнейших положений древних религиозных систем и их влияние на современные деструктивные религиозные культы.

Знать:

- основы истории религий, способствующие развитию общей культуры и приверженности традиционной системы ценностей российского общества;

- ключевые понятия религиоведения;

Уметь:

- пользоваться понятийным и методологическим аппаратом религиоведения.

Тема 1. Введение в историческое религиоведение (1 час)

Тема 2. Религии народов, населявших в древности Месопотамию. (1 час)

Тема 3. Религия Древнего Египта (1 час)

Тема 4. Религиозная картина древнего и современного Китая. (1 час)

Тема 5. Синтоизм. Зороастризм (1 час)

Тема 6. Индуизм (1 час)

Тема 7. Введение в историю религий Древней Греции и Древнего Рима. (1 час)

Тема 8. Введение в историю славянства (1 час)

ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ЧАСОВ)

Цели:

 – рассмотрение истории развития русской литературы 18 в. в контексте изменения системы мировоззрения;

- анализ влияния новой мировоззренческой системы на способ творчества в литературе Нового времени;

- знакомство с евангельскими смыслами, библейскими мотивами, сюжетами и образами, использованием символов Русской Православной Церкви в творчестве крупнейших русских писателей и поэтов в 19 в.;

- рассмотрение христианских традиций русской литературы, крупнейших русских писателей и поэтов 20-21 вв. С точки зрения их отношения к христианской религии и Церкви.

Знать:

- основные этапы в истории русской литературы;

- особенности и значение русской литературы в духовной культуре Росии.

Тема 1. Христианские мотивы в русской литературе 18 – нач. 19 вв. (2 часа)

Тема 2.Православие и русская литература 19 в. (2 часа)

Тема 3. Православие и русская литература 20-21 вв. (4 часа)

ЛИТУРГИКА (8 ЧАСОВ)

Задача:

- показать историю христианского богослужения, его эволюцию и существующие формы;

- раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл;

- объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются утварь, богослужебные книги, священные одежды и т.д.

Тема 1. Христианское Богослужение (1 час).

Тема 2. Христианский храм, предметы и принадлежности христианского богослужения (2 часа).

Тема 3. Великие недвунадесятые праздники (1 час).

Тема 4. Двунадесятые праздники (3 часа).

Тема 5. Пасха Христова (1 час).

ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

Задача – формирование навыков и умений при самостоятельном изучении местного церковно-исторического  материала в рамках внеклассной работы с детьми старшего школьного возраста по основам православной культуры.

Темы 1. Введение. Методология (1 час)

Тема 2. История Тверской епархии (5 часов)

Тема 3.Искусство Тверской земли (2 часа)

ИКОНОГРАФИЯ (8 УРОКОВ) 

Тема 1. Символика и топография храмовых изображений в доиконоборческий период (I – VIII вв. н.э.). (1 час)

Тема 2. Ответ Церкви иконоборцам и богословие православного образа. (1 час)

Тема 3. Понятие классического канона храмовой декорации. (1 час)

Тема 4. Проблема происхождения древнерусского высокого иконостаса: состав изображений, символика. (1 час)

Тема 5. Эсхатологический цикл в православном искусстве. (1 час)

Тема 6. Иконография Богоматери: Оранта-Одигитрия-Елеуса. (1 час)

Тема 7. Канон росписи купола православного храма. (1 час)

Тема 8. Алтарные росписи византийской, балканской и русской традиций. (1 час)

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ"